soiskatel.com

Чарльз Финей

Человек, с именем которого связана волна второго пробуждения в Европе и Америке. Через Финнея могущественно проявлялась сила Духа Святого. Люди, с которыми он общался, каялись со слезами. В какой бы город он ни приезжал, этот город наполнял огонь: не было объявлений и рекламы, но люди собирались, чтобы слышать Слово Божье. Он написал также много книг, и через них Божья благодать продолжает действовать и сейчас.

«Распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, что- бы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Осия 10:12).

Евреи представляли собой нацию земледельцев, и потому Писание постоянно обращается к иллюстрациям, связанным с их занятием и к обстановке, привычной для пастухов и земледельцев. Пророк Осия обращается к ним как к нации отступников и порицает их за идолопоклонство, угрожает им судом Божьим. Новина — земля, которая однажды была возделана, однако теперь находится в запустении и нуждается в распахивании и удобрении, прежде чем она сможет дать урожай. «Распахивать новину» значит распахивать ваши сердца, готовить ваш разум для приношения плодов в Боге. Разум человека часто сравнивается в Библии с землей, а Слово Божие — с семенем, которое сеется в эту почву; плоды же олицетворяют поступки и стремления тех, кто принимает Слово Божие.

ЧТО ТАКОЕ НОВИНА

Иногда ваши сердца подобны твердой и высохшей почве, и все тратится попусту, и нет плодов до тех пор, пока не распашут их, не удобрят и не подготовят для принятия Слова Божьего. Смягчение сердца, способ- ность его принять и почувствовать истину назвал пророк «распахиванием новины». Достичь восприимчивости сердца к религии так же легко, как и к любому другому предмету. Господь дал вам возможность полного контроля над состоянием вашего разума так же, как над движениями ваших конечностей. Если хотите возделывать новину ваших сердец, загляните и в глубину ваших сердец и вы увидите свое положение: ходите ли вы с Богом каждый день или с дьяволом; служите ли вы Богу или больше служите дьяволу; находитесь ли вы под властью князя тьмы или Господа Иисуса Христа.

 Проверка себя заключается в пристальном взгляде на свою жизнь, в размышлении над своими поступка- ми; в анализе прошлых поступков и выявлении их под- линных мотивов. Оглянитесь на свою жизнь — с того момента, как вы пережили обращение. Пересмотрите ваши личные грехи — один за другим. Я не говорю, что вы должны лишь бросить взгляд на вашу прошлую жизнь, увидеть, что она полна грехов, а затем прийти к Богу и исповедать греховность в общем и попросить прощения. Это не тот путь. Вы должны исповедать каждый грех, один за другим. Будет хорошо, если вы возьмете ручку и бумагу, и, по мере того, как будете вспоминать грехи, будете записы- вать их, детально анализировать. Анализируйте их также тщательно, как коммерсант анализирует свою книгу; и как только какой-нибудь грех всплывет в нашей памяти, занесите его в список. Никогда не произносите общего исповедания грехов. Ваши грехи были совершены один за другим; и по мере того, как вы осознаете их, вы долж- ны пересмотреть их и раскаяться — в каждом из них.

ГРЕХИ УПУЩЕНИЯ

  1.  Неблагодарность. Возьмите этот грех, например, и запишите все случаи, которые сможете вспомнить, когда вы получали милости от Бога, и за которые вы не возблагодарили Его. Проанализируйте их три или четыре раза, и вы обнаружите удивительное число милостей Божиих, за которые вы никогда не воздавали Ему хвалу.
  2. Возжелайте любви к Богу. Подумайте о том, как бывы огорчились, если бы не чувствовали никакой заинтересованности к себе со стороны вашего мужа, жены или детей; если бы вы увидели, что другие владеют их сердцами, и мыслями, и временем. Возможно, в таких обстоятельствах вы предпочли бы скорее умереть, испытывая справедливую ревность. И Бог называет Себя Богом-Ревнителем; не отдали ли вы свое сердце другой любви, поступая как блудница, не оскорбили ли Его?
  3. Пренебрежение Библией. Запишите те случаи, когда вы не обращались к Слову Божиему неделями, а, возможно, и дольше.
  4. Неверие. Те случаи, в которых вы фактически подозревали Бога истины во лжи своим неверием в Его обетования и законы.
  5. Пренебрежение молитвой. Время, которое мы упустили для личной молитвы, семейной молитвы или молитвенных собраний; или же вы молились таким оскорбительным и обидным для Бога образом, что лучше бы и не молились вовсе.
  6. Пренебрежение значением благодати. Когда вы находите пустячные оправдания для пропусков собраний, вы выказываете пренебрежение и презрение к значению спасения исключительно из-за легкомысленного отношения к своим духовным обязанностям.
  7. Ваша любовь и желание спасти души ближних. Оглянитесь на своих друзей, на ваши взаимоотношения с ними и вспомните, какое ничтожно малое сострадание вы испытывали к ним. Вы стояли и наблюдали, как они прямиком идут в ад и совсем не беспокоились об их образе жизни и поступках. Сколько потеряно дней, когда вы не вспоминали их в личной молитве, даже не испытывали страстного желания спасти их?
  8. Ваша забота о язычниках. Сила вашего желания спасти язычников, подтвержденная вашей самоотверженностью с целью донести им Евангелие. Смиряете ли вы себя и, не колеблясь, подвергаете себя любому неудобству, чтобы спасти их? Молитесь ли вы ежедневно за них? Регулярно ли вы посещаете ежемесячные молитвенные собрания? Если вы не совершаете ничего подобного, если ваша душа не прилагает отчаянных усилий для спасения несчастных, погруженных во тьму язычников, почему же вы так лицемерны, что претендуете на звание христианина? В этом случае ваше заявление — оскорбление Иисуса Христа.
  9. Ваше пренебрежение семейными обязанностями. Какую личность видят в вас члены вашей семьи, как вы молитесь, какой пример подаете им? Какие усилия прилагаете вы лично для их духовного благополучия?
  10. Пренебрежение бодрствованием в своей собственной жизни. Имеются в виду те случаи, когда вы полностью пренебрегли контролем над своим поведением, не были на страже, и в результате согрешили перед миром, перед церковью и перед Богом.
  11. Пренебрежение охраной своих братьев. Как часто вы нарушали свой завет тем, что не охраняли своих братьев в Господе! Если бы вы увидели, что ваша жена или ребёнок живут в бесчестии — испытывали бы вы мир? Конечно, нет. Что же вы можете сказать о себе, если, претендуя на любовь к христианам, вы видите их ходящими в бесчестии и ничего не говорите им?
  12. Пренебрежение самоотверженностью. Существует много верующих, которые с удовольствием совершают для религии все то, что не требует самоотверженности. Они жертвуют лишь крупицы своего богатства; и, возможно, бедная женщина, которая кладет двенадцать с половиной центов во время ежемесячного молитвенного собрания, проявляет гораздо больше самоотверженности, чем те, кто дает тысячи.

ГРЕХИ ДОПУЩЕНИЯ

  1. Плотские помышления. Проверьте состояние ва- шего сердца: как относитесь вы к мирским богатствам? Считаете ли вы их на самом деле своими — то есть, считаете ли вы, что у вас есть право распоряжаться ими, как собственными, по своему усмотрению? Если это так, запишите. Если вы возлюбили богатство и жаждете его для себя самого или для удовлетворения своих вожделений, или душевных потребностей, или копите его для своей семьи, — вы согрешили и должны покаяться.
  2. Гордость. Тщеславие — одно из проявлений гордости. Сколько раз вы гораздо больше размышляли, гораздо больше посвящали времени украшению своего тела перед посещением церкви, чем приготовлению вашего разума для прославления Бога? Вы шли в Дом Божий, гораздо больше заботясь о том, как вы выглядите внешне в глазах смертного человека, чем о том, как выглядит ваша душа в глазах Бога?
  3. Зависть. Взгляните на те случаи, в которых вы завидовали тем, кто, по вашему мнению, превосходил вас в чем-либо. Будьте честными перед собой; и, если вы затаили этот дух преисподней, искренне покайтесь перед Богом, или Он никогда не простит вас.
  4. Склонность к осуждению. Это те случаи, когда вы испытывали дух ожесточения и отзывались о христианах, совершенно не испытывая милосердия и любви. Милосердие требует от вас постоянной надежды на то, что произойдет лучшее, истолкования в лучшую сторону любого поведения.
  5. Злословие. Временами вы говорили за спинами других людей об их недостатках, действительных или предполагаемых, говорили лишнее и без необходимой на то причины. Это и есть злословие. Вам нет нужды лгать, чтобы стать виновным в злословии; правда, сказанная с желанием обидеть, и есть злословие.
  6. Ложь. Осознайте сейчас, что такое ложь. Любые разновидности умышленного обмана. Если вы замыслите произвести впечатление, противоположное неприкрашенной правде, вы лжете. Сколь неисчислимы случаи обмана, совершаемого каждый день в бизнесе, в общественных взаимоотношениях — словами, взглядами, поступками люди пытаются произвести на других впечатление, противоположное истине.
  7. Обкрадывание Бога. Те случаи, в которых вы зря потратили ваше время, проматывали часы, которые Бог дал нам для служения Ему и спасения душ, в пустых развлечениях и глупых разговорах, в чтении романов или «ничегонеделании».
  8. Плохой характер. Возможно, вы плохо обращались со своей женой, или со своими детьми, или с другими членами семьи, или со слугами, или с соседями. Запишите все эти случаи.
  9. Препятствуя другим. Возможно, вы ослабляли их влияние своими действиями против них. Вы не только обкрадывали Бога, не отдавая Ему своих способностей и талантов, но связывали руки другим людям. Если вы обнаружили, что согрешили против кого-либо, и этот человек находится в пределах вашей досягаемости, пойдите и исповедуйте свой грех немедленно и удалите его со своего пути. Если же человек, которого вы обидели, находится далеко от вас, и вам трудно пойти и увидеться с ним, садитесь и напишите ему письмо, исповедуйте причиненную обиду и отправьте письмо немедленно. Если вы обманом выудили у кого-то деньги, вышлите всю сумму, в полном размере и с процентами. Проработайте все упомянутое здесь до конца. Проработайте сейчас. Не откладывайте; это может лишь усугубить ваше положение. Исповедайте перед Богом те грехи, которые были совершены против Бога, и перед людьми те грехи, которые были совершены против людей. Не помышляйте избавиться от них, обходя их, как камни преткновения. Уберите грехи со своего пути. Распахивая новину, вы должны удалить всякое препятствие. Вы можете оставить то, что кажется вам незначительным, а затем будете удивляться: почему вы не испытываете тех чувств, которые желали бы найти в религии? Причина же этому — ваша гордость и плотское мышление, которые скрывают нечто, что Господь требует исповедать и удалить. Вспашите всю землю и начните все заново. Не «упустите удобный случай», как говорят фермеры, не отступитесь перед небольшими трудностями; пройдитесь прямо по ним плугом, пашите глубоко, переверните всю почву, чтобы она стала мягкой и удобренной, стала пригодной для сеяния и принесла плодов во сто крат. По мере того как вы будете составлять список своих грехов, примите твердое решение о немедленном и полном исправлении. Как только вы найдете что-либо плохое, примите решение сразу не грешить более подобным образом. Будет бесполезным проверять себя до тех пор, пока вы не решите исправиться в каждом отдельном случае, который вы обнаружили в своем сердце, характере или поведении. Вам не следует ожидать, что Бог сотворит чудо и вспашет вашу «новину». Это было бы слишком просто. Направьте ваше внимание на ваши грехи. Вы не сможете слишком долго и тщательно сосредотачиваться на своих грехах, осознать всю их нечистоту, не испытывая глубоких чувств. Опыт полностью подтверждает пользу подобного анализа нашей жизни. Приступите к работе сейчас же; примите решение, что вы никогда не остановитесь до тех пор, пока не почувствуете, что можете молиться. Дух Божий никогда не будет пребывать в вас, пока вы не распутаете всю тайну беззакония и не исповедаете каждый из ваших грехов перед Богом. Пусть ваша работа обернется глубоким покаянием и полным исповеданием, сокрушением перед Богом, и вы испытаете такое сильное молитвенное состояние, какое только может вынести ваше тело. Причина, по которой так мало христиан знают что-либо о молитвенном состоянии, заключается в том, что они никогда не прилагали стараний для должной проверки самих себя, и потому никогда не узнали, как нужно подготовить свои сердца на этом пути.
soiskatel.com
soiskatel.com

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОБУЖДЕНИЕ

  1. Если нет желания братской любви и христианского доверия среди верующих, необходимо пробуждение. Когда христиане погружаются в унылое состояние, отпадают от веры, у них нет ни стремления, ни сознания необходимости иметь между собой ту же любовь и то же доверие, как если бы они все еще были живыми, активными и живущими святой жизнью.
  2. Если существуют распри, зависть и злоречие среди верующих. Все вышеупомянутое показывает, что христиане удалились от Бога, и пришло время серьезно задуматься о пробуждении. Вера не может действовать одновременно с подобными явлениями в церкви, и ничто не сможет положить им конец, кроме пробуждения.
  3. Если в церкви присутствуют плотские помышления. Налицо, что церковь погружена в состояние, близкое к отступничеству, если вы видите христиан, одевающихся помирски, ищущих мирских развлечений, читающих романы и другие мирские книги. Все это показывает, что они удалились от Бога, а потому существует огромная потребность в пробуждении.
  4. Если церковь находит своих членов впавшими в непристойные и скандальные грехи, значит, пришло время церкви пробудиться и возопить к Богу о пробуждении.
  5. Если грешники вокруг беззаботны и легкомысленны и беспрепятственно погружаются в геенну, значит, наступило время энергичных действий для церкви. Церковь так же обязана пробудиться, как пробуждается пожарник, когда пожар возникает ночью в большом городе. Вместе с тем, вина бездействующего пожарника несравнима с виною тех христиан, которые спят, пока грешники вокруг них легкомысленно погружаются в пламя геенны.

ВАЖНОСТЬ ПРОБУЖДЕНИЯ

  1. Пробуждение — оно одно способно стереть позор, покрывший церковь, и вернуть религию на подобающее ей место в глазах общества. Без пробуждения этот позор будет все больше и больше покрывать церковь, пока не окружит ее всеобщим презрением.
  2. Ничто, кроме пробуждения, не может предохранить значение благодати от великого оскорбления кощунствующими. Без пробуждения они будут усиливаться и крепнуть, несмотря на проповеди, и испытают гораздо более страшные проклятия, чем если бы они никогда не слышали Благой Вести. Ваших детей и ваших друзей ожидает ужаснейшая участь в аду в результате пренебрежения благодатью, если не произойдет пробуждение, которое обратит их к Богу.
soiskatel.com

КОГДА ОЖИДАТЬ ПРОБУЖДЕНИЯ

  1. Если провидение Божие указывает, что пробуждение близко. Указания Божественного провидения порою настолько очевидны, что равнозначны проявлению Его воли. Существуют различные пути, которыми Господь указывает на Свою волю людям: иногда давая им особые побуждения, иногда через особые и тревожные события, иногда путем чудесного стечения обстоятельств, через погоду, здоровье и др.
  2. Если злоба неправедных глубоко печалит и унижает, подавляет христиан. Иногда поведение грешников направляет христиан к молитве, сокрушает их и за-ставляет скорбеть их сердца; они способны плакать день и ночь, и, вместо брани и упреков по адресу грешников, искренне молиться за них. В этом случае вы можете ожидать пробуждения. Иногда кощунствующие оказывают сопротивление религии. Если это побуждает христиан преклонить свои колени в молитве к Богу, с сильным плачем и рыда- ниями, вы можете быть уверены, что пробуждение грядет. Преобладание зла не является доказательством невозможности пробуждения. Господь работает в это время. Если враг обрушивается подобно потоку, Дух Господень поднимает знамя против него. Часто первым признаком пробуждения является подготовка дьяволом сопротивления. В этом случае возможны лишь два варианта. Либо происходящее приблизит христиан к Богу, либо удалит их от Бога и подтолкнет к плотскому поведению или чему-либо другому, что лишь усугубит их положение. Пусть ад бурлит столько, сколько поже- лает, и извергает столько демонов, сколько камней на мостовой, если только это побудит христиан обратиться к Богу в молитве. Силы зла не могут помешать пробуждению. Мне известны случаи, когда пробуждение прорывало вражеские ряды подобно удару грома и рассеивало их, захватывало в плен зачинщиков и сокрушало их союз в мгновение ока.
  3. Пробуждение можно ожидать, если христиане имеют молитвенное состояние, близкое к пробуждению. Это то состояние, когда христиане молятся так, словно их сердца уже пробудились. Что представляет собой молитвенное состояние? Много молитв и горячих слов? Нет! Молитва есть состояние сердца. Молитвенное состояние есть состояние непрестанного ходатайства и беспокойства о спасении грешников. Христианин, у которого есть дух молитвы, чувствует беспокойство о душах. Он размышляет об этом днем и видит во сне ночью. Вот подлинная «непрестанная молитва». Его молитвы текут из сердца подобно потокам вод: «О, Господь, оживи Твое дело!» Порой подобные переживания очень глубоки; люди простираются в молитве, они не могут больше ни стоять, ни сидеть. Я могу назвать имена людей в этой стране с крепкими нервами, с железным характером, которые были полностью сокрушены печалью о положении грешников. Они усердно трудились над душами грешников, пока те не стали беспомощны, как дети. Павел испытывал подобное, когда говорил: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения». Я слышал о женщине, которая находилась в подобном состоянии, молилась за грешников, и, наконец, погрузилась в такое душевное состояние, что не могла жить без молитвы. Так продолжалось два дня, до тех пор, пока она не восторжествовала в молитве, и ее душа не освободилась. Подобные душевные муки представляют собой глубокие страдания, которые испытывают люди, когда они ухватились за Бога ради благословения, и не позволяют Ему уйти, пока не получат его. Я не хочу, чтобы вы думали, что вышеописанное суть молитвенного духа, что страдания должны быть настолько велики. Однако глубокое, постоянное, искреннее желание спасения грешников — вот суть духа молитвы за пробуждение. Порой служителя испытывают подобные переживания о своих прихожанах; им кажется, что они не смогут жить, если не увидят пробуждения. Иногда старейшины, или диаконы, или просто рядовые члены церкви, мужчины и женщины, получают молитвенный дух для пробуждения и тогда непрестанно взывают к Богу, пока Он ни изольет Свой Дух. Первый луч света, который разорвал тьму, покрывавшую церкви, коснулся в Онейде в 1825 году слабой женщины, которая, я думаю, никогда не испытывала силы пробуждения. Ее душа наполнилась состраданием к грешникам. Она почувствовала сильнейшую боль, размыш- ляя о Земле. Она не понимала, что беспокоит ее, однако молилась, пока ее плоть не изнемогла. Наконец, она исполнилась радости и воскликнула: «Господь пришел! Господь пришел! Нет сомнения, работа началась, и она охватит всю местность». Будьте уверены работа началась, почти вся ее семья обратилась, и пробуждение распространилось на всю эту часть страны. Я был удивлен, заметив значительное число публикаций о пробуждениях, в которых утверждалось, что пробуждение возникает вне всякой причины — никто не знает, почему и зачем. Я задавал вопросы в подобных случаях — как же произошло, что никто ничего не знал об этом, пока на воскресном собрании служителя не увидели на лицах своих прихожан присутствие Божие и были удивлены тайной власти Божией, принесшей пробуждение. Обратите внимание! Пойдите и расспросите незаметных членов церкви, и вы всегда найдете кого-нибудь, кто молится о пробуждении и ожидает его, несколько мужчин или женщин, которые прилага- ли отчаянные усилия в молитве до тех пор, пока не добивались благословения. В целом, пробуждение зависит от числа людей, которые имеют дух молитвы.