soiskatel.com

Cамьюэл Цимер родился в штате Мичиган в 1867 г. тринадцатым из пятнадцати детей. Его отец был пастором Реформатской церкви, и казалось естественным, что Самьюэл должен посвятить себя христианскому служению. Четверо братьев стали священниками, а его сестра, Нелли Цвимер, отдала сорок лет своей жизни миссионерскому служению в Китае.

Во время учебы в колледже Цвимер почувствовал потребность в миссионерской деятельности. В последний год обучения под влиянием убедительной проповеди Роберта Уайлдера он, вместе с семью однокашниками, выразил согласие на служение в миссии.

После обучения в семинарии и медицинской подготовки Цвимер и его сокурсник, Джеймс Кантин, предложили свои услуги реформатскому Совету для работы в арабском мире; но их кандидатуры отвергли из-за преобладавшего в то время убеждения, что такое служение будет «непрактичным». Тогда непоколебимая пара создала собственную организацию, «Американо-арабскую миссию».

К 1889 г. Кантин отплыл в Аравию, за ним в 1890 г. последовал Цвимер. Их решимость и самоотверженность не прошли незамеченными, потому что в 1894 г. лидеры церкви пригласили их миссию войти в состав Реформатской церкви. Небольшие успехи и враждебность, с которыми сталкивался Цвимер в первые годы служения в регионе Персидского залива, не обескуражили его, но только утвердили в том, чему он посвятил себя. Вначале он и Кантин жили вместе с англиканскими миссионерами, но, когда англиканская пара переселилась, они остались одни, не считая одного молодого обращенного сирийца, который стал работать с ними. Его безвременная смерть, менее чем через полгода после приезда Цвимера, явилась болезненной задержкой в их работе.

В 1895 г., после пяти одиноких лет миссионерской жизни, Цвимер влюбился в Эмми Уилкс, медицинскую сестру-миссионерку из Англии. Но как в работе по проповеди Евангелия, так и в браке не обошлось без проблем и препятствий. Брак столкнулся с серьезными преградами, одной из которых были ограниченные финансовые возможности молодого миссионера. «Верно то, — писал биограф Цвимера, — что Церковное миссионерское общество не расставалось со своей находкой без борьбы. Как было принято во многих обществах, если новый миссионер покидал миссию раньше времени, то он должен был возвратить своему Совету часть транспортных расходов. Пришлось выполнить это правило. И Самьюэл Цвимер купил себе жену в истинно восточных традициях».

Отплыв в Соединенные Штаты в отпуск в 1897 г., Цвимер вернулся в район Персидского залива, чтобы работать с мусульманами на острове Бахрейн. Он и его жена раздавали христианскую литературу и проводили евангелические мероприятия на перекрестках и в частных домах, но редко видели какой бы то ни было положительный результат. Жилищные условия также не способствовали успешному служению. Тогда еще не существовало кондиционеров, а жара была практически невыносимой: «42 градуса в самом прохладном месте веранды». Личная трагедия также отразилась на работе. В июле 1904 г. две маленькие дочери Цвимера, четырех и семи лет, умерли с разницей в восемь дней. Несмотря на боль утраты и трудности, Цвимер был доволен своим служением и пятьдесят лет спустя мог сказать об этом периоде: «Я вспоминаю чистый восторг того времени. С радостью я повторил бы все с начала».

К 1905 г. «Арабская миссия» основала четыре базы, и, хотя количество обращенных было небольшим, они являли собой необычный пример смелости в исповедании своей веры. В тот год Цвимеры вернулись в Соединенные Штаты и, хотя они об этом еще не знали, возвращение ознаменовало собой конец их пионерской работы для мусульман. В Соединенных Штатах Цвимер путешествовал и рассказывал о миссиях для мусульман. В 1906 г. он был избран председателем Первой всеобщей миссионерской конференции по исламу, которая собралась в Каире.

В то время он служил полевым секретарем Рефор- матского совета по зарубежным миссиям, а потому его жизнь протекала в поездках и встречах. В отличие от работы с мусульманами, это занятие получало немедленный отклик, многие студенты отвечали на призыв и отправлялись в миссии. Тем не менее, Цвимер стремился вернуться на свой пост в Аравии; и в 1910 г. он отправился в Бахрейн, чтобы продолжить работу.

Жена Цвимера и два ребенка сопровождали его в район залива, но не смогли прожить там долго, учитывая, что двое старших детей остались на родине, а в Аравии не было возможности для хорошего образования младших, не говоря уже о неудовлетворительных бытовых условиях. Поэтому Эмми вернулась с детьми в Соединенные Штаты, и это поставило его семью, как выразился Цвимер, «в треугольник проблем», для которых фактически не существовало положительного решения.

В 1912 г. он получил приглашение из Объединенной пресвитерианской миссии в Египте с просьбой поселиться в Каире и координировать миссионерскую работу во всем исламском мире. В Каире Цвимер встретил намного более открытое общество, где образованные молодые люди стремились послушать яркого интеллектуала-миссионера с Запада. Он по нескольку часов в неделю отдавал посещению университетских городков и, по словам Шервуда Эдди, даже «получил возможность общаться с руководителями гордого и влиятельного мусульманского университета Аль Азхара». Иногда он проводил собрания, где присутствовало до двух тысяч мусульман, но настоящие обращения были редки, а сопротивление оставалось сильным.

Однажды его вынудили покинуть Каир за то, что он незаконно распространял листовки среди студентов, но этот случай способствовал обращению одного из тех студентов. Разъяренный профессор разорвал в клочья попавшую к нему брошюру Цвимера перед своими учениками; и студент, заинтересованный тем, почему маленькая листовка так раздосадовала профессора, позже подобрал кусочки и сложил их вместе, а впоследствии обратился в христианство.

Когда Цвимер работал в Каире в первый раз, к нему присоединился Уильям Борден, молодой студент-доброволец из Йеля. Кротость Бордена и его умение раздавать христианские брошюры прямо на пылающих от жары каирских улицах, разъезжая по городу на велосипеде, являлись приятным противоречием тому факту, что он родился в роскоши и был наследником огромного состояния.

Прежде чем отправиться на миссию, он подарил сотни тысяч долларов различным христианским организациям, устояв перед искушением купить себе машину. Его главной целью было посвятить всю свою жизнь миссионерской деятельности. Что он и сделал, хотя срок его служения оказался коротким. После четырех месяцев пребывания в Каире он умер от менингита.

В течение семнадцати лет Каир был для Цвимера штабом, откуда он путешествовал по всему миру, участвуя в конференциях, призывая к сбору пожертвований и организуя работу среди мусульман в Индии, Китае, Индокитае и Южной Африке. Методы проповеднической работы Цвимера являли собой сочетание традиционного благовестия и более современной концепции, характерной для студентов-добровольцев, когда они «делились» своим свидетельством. Он общался с мусульманами как с равными — делясь с ними собственной верой, стараясь узнать как можно больше об их верованиях, всегда проявляя к ним величайшее уважение. Хотя обращенных было немного, — он смог доказать христианскому миру важность проблемы проповеди Евангелия исламским народам.

В 1918 г. Цвимер получил соблазнительное предложение занять место преподавателя в Принстонской теологической семинарии, но потребность в его служении в Каире оказалась слишком велика и он отклонил это предложение. В 1929 г., когда его работа была уже хорошо организована и когда приглашение из Принстона прозвучало вновь, он смог уехать с чистой совестью, чтобы начать новую карьеру руководителя факультета истории религий и христианских миссий.

Кроме преподавательской деятельности, Цвимер последние годы своей жизни посвятил встречам с людьми и писательскому труду. В течение сорока лет он издавал «Мусульманский мир», написал сотни брошюр и около пятидесяти книг. До самого конца он был наполнен «пульсирующей энергией» и постоянной интеллектуальной активностью. Один его спутник однажды с раздражением рассказывал о проведенной в одной комнате с Цвимером ночи: «Он не мог оставаться в постели более получаса… Вдруг включался свет, и Цвимер вылезал из постели, доставал бумагу и карандаш, писал несколько строк, а затем возвращался спать. Когда мои веки вновь тяжелели, Цвимер вскакивал, включал свет — и дописывал еще несколько предложений… И опять ложился в постель».

Вся жизнь Цвимера была наполнена трагедиями и трудностями. Он испытал горечь утраты маленьких дочерей, близких соратников, двух жен (первая жена умерла в 1937 г., вторая — в 1950-м). И все же он оставался на удивление счастливым человеком и большим оптимистом, всегда находил в себе силы для шуток и веселья. Однажды его поведение в ресторане «Гранд-Рапидс» стало таким «шумным и буйным», что метрдотелю пришлось вмешаться и восстановить порядок. Он обладал чувством благодарности, умел ценить светлые стороны жизни, и многие замечательные черты его личности расцветали с годами труда на пустынной почве исламского мира.