Инесса Романова
Председатель ДФО «Всероссийского объединения для людей, живущих с ВИЧ»
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»
1 Коринфянам, 13
Я хочу поразмышлять вместе с вами о маргиналах. Кто они? В чем причина их маргинальности и как им помочь? Маргиналы — это лица, находящиеся вне характерных для данного общества рамок, то есть люди, не похожие на других, не такие, как все. Это могут быть художники и поэты, ученые и театралы — нестандартные личности со своими идеями и образом жизни, отличающимся от других. Но в общественном сознании давно сложилось и закрепилось за этим словом другое значение, что маргинал — это представитель низов общества. Именно о таких людях мы сегодня и поговорим.
Маргиналами сегодня называют деградирующих людей, чтобы показать отрицательное, чаще всего, презрительное отношение к ним. Наркоман и алкоголик, гей и проститутка, бомж и заключенный объединены одним простым словом — маргинал. От них шарахаются, их не понимают и практически все уверены, что если они не меняют свою жизнь, то только по одной причине — она им нравится! Не многие осознают, что, на самом деле, это не вопрос их нравственности или воли. Им это не нравится, но они это делают, потому раб делает то, что хочет от него хозяин:
«…ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19).
Я работаю в государственном реабилитационном центре для нарко и алкозависимых. Каждый день я вижу людей, которые не знают, для чего они живут. Их отторгло общество, осуждают близкие, да и самим себе они уже ненавистны. Общаясь с ними, я вдруг поймала себя на мысли, что все они духовные люди, потому что жалуются на пустоту внутри. Ведь живут же большинство «нормальных» людей, не мучаясь этой пустотой? Дом, работа, опять дом — и так по кругу. А многие маргиналы и становятся то маргиналами, потому что внутри них огромная дыра, которая требует заполнения и которую может заполнить только Бог. Их не удовлетворяет жизнь «по кругу», они хотят вырваться из этой обыденности, они хотят обрести полноту, радость и свободу в своей жизни. Не зная, как это сделать, они начинают «пичкать» себя наркотиками, алкоголем, компьютерными играми, пытаясь выйти за пределы реальности и найти путь к настоящей свободе. И, в итоге, оказываются в рабстве. Поэтому, одна из причин их маргинальности — это пустота внутри. Заполнив эту пустоту Духом, у человека меняются мышление, ценности, приоритеты, и он обретает покой и радость в жизни. Я. Бассано, «Добрый самарянин»
Однажды ко мне на консультацию пришла молодая женщина, у которой было все для «счастливой жизни»: хорошая работа, личный автомобиль, квартира в центр города, много друзей… Но у нее не было радости. До меня она посетила психотерапевта, который посоветовал ей «завести» мужчину. Вот так и сказал — «завести», как заводят собаку или кошку. После этого ее «дыра» стала еще больше. Мир не знает, как справляться с духовной пустотой, поэтому предлагает такие бредовые идеи, и люди хватаются за них, потому что реальность для них становится невыносимой. Когда я рассказала ей о Боге и о духовной пустоте, которую может заполнить только Бог, она приняла Его в свое сердце и обрела долгожданную радость и полноту. Ее жизнь наполнилась светом и смыслом. Неизвестно, что было бы с ней, если бы она продолжала выполнять предписания того психотерапевта.
2014 год встретил Россию новым «орудием убийства», который отличается изощренным хладнокровием, хитростью и умением менять маски. Спайсы и соли — новая страшная волна для молодежи. Сегодня в государственном реабилитационном центре героиновых наркоманов практически нет. Люди, практически, все — попавшиеся в «лапы» новых охотников. Средний возраст наркоманов — от 17 до 21 года.
У «солевых» и «спайсовых» возникают симптомы шизофрении — галлюцинации, страхи, панические атаки… Это проходит месяца через три-четыре, если больше не употреблять наркотики, но не всегда исцеление проходит до конца. Есть несколько человек, которые больше шести месяцев уже не употребляют эти наркотики, но в их глазах до сих пор стоит пустота…
Почему молодые люди, 15-18 лет, пробуют спайс и соли? Есть много причин, но одна из них — это отсутствие близости и эмоционального тепла в семье. Как много сейчас в семьях говорят о работе и деньгах и как мало уделяют внимание разговорам от сердца к сердцу. Как часто можно увидеть, что родители «заменяют» свое присутствие и любовь няней, игрушками, компьютерами. Таким семьям надо быть готовыми, что когда-нибудь их ребенок сам отправится на поиски «заменителей». У этих подростков формируется социальная зависимость — зависимость от мнения «его круга», потому что, не найдя близости в семье, они идут искать ее там, где могут быть приняты.
Наше служение маргиналам —
это научиться любить их так,
как любит их Бог
Сегодня слово «любовь» настолько избито, что потеряло свое истинное значение. Общаясь с некоторыми родителями, я слышу, как они говорят: «Мы любим нашего ребенка, ради него мы трудимся по 24 часа в сутки, все что надо — покупаем…Что ему еще надо было?» И они искренни в своих заблуждениях. Они думают, что деньги — это проявление любви. Для того, чтобы проявлять настоящую любовь к своим детям, необходимо, чтобы эта любовь была внутри. Если внутри ее нет, то любовь начинают заменять деньги и подарки. Детям не нужны наши подарки, детям нужны мы! Формирование и жизненный путь подростка зависят от его окружения. Есть очень хорошее высказывание: не воспитывай детей, они все ровно будут похожи на тебя, воспитывай себя. Наши дети всегда будут смотреть на нас, и они будут делать то, что делаем мы, а не то, что мы им говорим. И это будет проявляться даже в мелочах. Например, дома, наш ребенок наблюдает, как мы с искренним возмущением рассказываем о недопустимых действиях какого-то нашего знакомого. А потом, улыбаясь, как будто и не возмущались до этого, весело общаемся с этим знакомым по телефону. У подростка возникает внутренний конфликт, ведь незадолго до этого мы провели ему целую лекцию о том, что лицемерие — это зло, которое он не должен допускать в своей жизни! Постепенно внутренний конфликт переходит в недоверие, напряжение и пустоту.
Еще одна из причин употребления наркотиков — это эксперименты над сознанием. Эта мотивация характерна для интеллектуальной молодежи. «Экспериментаторы» достаточно образованы, они изучают психоделическую литературу, общаются на форумах о запредельной реальности. «Экспериментируя» с подсознанием, юные «философы» подменяют наркотиком духовный поиск. Жить и взрослеть в современном мире молодым людям становится все сложнее. Искусственный разум, виртуальная дружба, скоростные технологии, — все это отделяет молодых людей друг от друга и вводит в одиночество, которое страшнее смерти. В одиночестве нет любви, и они ищут выход в этих экспериментах. Практически, все молодые люди начинают принимать наркотики, потому что хотят изменить что-то в своей жизни. Это говорит о их внутренней боли. И это их немой крик о помощи, обращенный к нам.
Следующая группа маргиналов, которую я хотела бы затронуть, — это сексуальные меньшинства или ЛГБТ. Их осуждают, презирают, не понимают… С ними пытаются бороться, — они в ответ ожесточаются и дают отпор. Ненависть рождает только ненависть. Однажды я зашла на христианский форум, потому что увидела вопрос, который задал один аноним. Он спрашивал, почему Бог создал его геем и что ему теперь с этим делать. Первое, что сделали «верующие» — это выгнали его из форума. Его заблокировали, а потом еще три страницы обсуждали этого «страшного грешника, который посмел прийти в их чистое общение». Я стараюсь не писать на форумах, но в этот раз не сдержалась и задала вопрос: а чем его грех отличается от других грехов, распространенных даже среди христиан? От лжи, от злобы, от осуждения? Как они определяют какой грех — грешнее? И делали ли так Иисус? В ответ напали на меня, обвинив меня в сговоре с «этими содомитами».
Тогда я поняла, почему Бог заповедовал нам не судить других. Потому что только Бог видит сердце, душу и путь человека, а мы видим конечный результат его боли и опустошения. Мы видим последствие, а Бог видит истоки. Я восхищаюсь Христом! Он нашел меня и разглядел во мне что-то, когда я была на самом дне, когда никто уже не верил в меня, когда мои поступки были непростительны для других и когда я сама уже не находила в себе ничего хорошего. В этом и есть наш Бог. Он видит в самом отъявленном грешнике то маленькое зерно, которое потом может вырасти в цветущий сад. И нас Он учит быть такими же. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». То, как мы видим этот мир, говорит нам не об этом мире, а о нас самих. Если мы во всем видим негатив и постоянно критикуем, если мы научились ставить клеймо и ярлыки на людей, то наше око совсем не чисто.
В 2007 году на конференции по СПИДу в Москве нас поселили в гостиницу «Космос». Вечером мы собрались в холле, чтобы обсудить доклады и текущие вопросы. Там я впервые познакомилась с Сергеем. То, как он вел себя, его жесты и мимика, привлекали внимание всех посетителей гостиницы. Утрированное жеманство, подкрашенные глаза, повышенный тон голоса и глупые монологи. Он во всем демонстрировал свою ориентацию. Я не понимала, для чего он так явно это делал. На следующий день я встретила его в кофейне одного. Мы сели рядом, и я увидела абсолютно другого человека. Спокойный тон, никакого жеманства и ни одного глупого слова. Я увидела его настоящего. Он оказался очень грамотным человеком, уставшим от своей жизни.
— Зачем ты так ведешь себя? Ведь ты другой?
— Они ненавидят меня. Я усиливаю эти чувства для того, чтобы защищаться. Понимаешь, мне больно, но когда я так веду себя, я как будто отдаю им свою боль… Хотя если честно, боль никуда не уходит. Но так легче. Так проще. Им.
Этот диалог потряс меня. Оказывается, этой агрессией во внешний мир он «кричит» о своей боли… Чуть позже у нас состоялся другой диалог:
— Ты счастлив, Сергей?
— О чем ты? Я несчастен с того момента, как умер-ла моя бабушка. Меня никогда не любили. Ни мама, ни отчим. Только бабушка. Но я это плохо помню. Мне было три или четыре года, и я помню, как она прижимала меня к себе и говорила, что я самый лучший и любимый.
— А что сейчас?
– А сейчас я пытаюсь найти любовь. Я просто ищу любовь…
Все человечество нуждается в любви. Человек не умеет любить по-настоящему, если он вне Бога. Просто не умеет. Человеческая любовь эгоистична. Религия тоже не научает нас любить, это я поняла, когда меня выгнали с того христианского форума, о котором я писала выше. Как же научится любить отверженных? Где найти любовь к ним?
Однажды ночью к Иисусу пришел один из религиозных лидеров Израиля, Никодим. Он был членом синедриона — руководящего религиозного органа еврейского народа. Что толкнуло фарисея, члена синедриона, на встречу с Иисусом? Никодим не был ни зеленым юнцом, ни младенцем в иудаизме, он понимал, какие неприятности может принести его встреча с Иисусом, но все же решился на нее. Религия, которую он проповедовал всю свою жизнь, не дала ему желаемых ответов. В сердце оставалась духовная пустота, которую не могли заполнить исполняемые им религиозные ритуалы и обряды. Несмотря на занимаемое положение, сердце Никодима оставалось ищущим и открытым. Как бы мне хотелось, чтобы у всех нас всегда сердце оставалось открытым и ищущим. Ответ на искания человека, на поиск возможности изменить все, находится не в религии, не в слепом исполнении обрядов и заповедей, а в сверхъестественном новом рождении, в реальной встрече с Христом, в регулярном общении с Ним.
Наша любовь — это проявление Христа в нашем сердце, а все поиски маргиналов — это поиски Любви. Они очень чувствительны. Они различают религию и настоящую Любовь. Только любовь может привести их к сверхъестественному рождению свыше.
И поэтому наше служение маргиналам — это научиться любить их так, как любит их Бог и знакомить их с Тем, Кто поведет их дальше в этой Любви.
Но нам надо научиться различать эмоции и настоящую любовь. Бог учит нас любить, несмотря на наше настроение и состояние. Да, это трудно — отодвинуть свои печали и отозваться на чужую боль. Да, это трудно — любить человека, который обманывает тебя и пытается воспользоваться твоей добротой. Эмоции зависят от нашего настроения, но настоящая любовь ни от чего не зависит, она пребывает всегда.
И еще — любовь долготерпит. Человек устроен так, что он хочет все и сразу. Высокоскоростной мир подталкивает к этому. Интернет, сверхзвуковые самолеты, быстрые займы… Часто нам тоже хочется, чтобы после короткой проповеди человек пришел к покаянию и, как теща Петра, поднялся бы и начал служить. Но всегда есть и будет цена.
В Евангелии есть рассказ, как однажды Христос, находясь в городе Капернауме, пришел к одному человеку в дом и учил там людей. Собралось великое множество народа, желающего Его слушать и исцелиться от своих недугов. И вот четверо мужчин принесли парализованного человека и хотели внести его к Иисусу. Однако они не могли этого сделать, так как все проходы в дом были заполнены народом. Тогда они сделали вот что: поднялись по лестнице на крышу дома, разобрали кровлю и на веревках опустили одр с больным прямо перед Христом. Чтобы их друг получил исцеление, они проявили большую настойчивость, преодолели немалые трудности и препятствия. Ведь они могли, увидев толпу и попробовав безрезультатно сунуться туда и сюда, просто развернуться и уйти домой. Но они так не поступили, а полезли на крышу. Совершенно очевидно, что поднять на крышу взрослого человека — дело не легкое, и, однако же, они это сделали. Крыша, куда они поднялись, оказалась закрытой, но они и тогда не отчаялись. Разобрав часть кровли, эти люди на веревках пытались спустить больного прямо ко Христу! Наверняка при этом многие присутствующие или даже сами хозяева дома препятствовали им, ругались, кричали… Но, несмотря на это они все-таки довели свое дело до конца, то есть, опустили больного перед Христом. Разве возможно было пройти такой путь без любви? И это не осталась без награды: больной сразу же был исцелен Господом. Только настоящая Любовь к погибающим поможет нам преодолеть все трудности и растопить сердца маргиналов. Итак,
«любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Коринфянам, 13)
Бог не изменился. Он и сейчас хочет спасать маргиналов, от которых отказывается весь мир. И Его оружие — Любовь.